хостинг
Анимационная вселенная*BTAS. Season 1*

Batman The Animated Series. Season 1

1 - On Leather Wings / "На кожаных крыльях" (6.09.92). Сценарист Митч Брайан. Режиссер Кевин Алтиери.
Бэтмен ведет расследование серии краж в фармацевтических компаниях, в то время как сам становится главным подозреваемым в этом деле после того, как на охранника нападает монстр, напоминающий летучую мышь. Детектив Буллок спешит воспользоваться шансом и при поддержке мэра объявляет полномасштабную охоту на Человека - Летучую Мышь. След приводит мстителя к ученому Кирку Лэнгстрому, специализирующемуся на летучих мышах. Герой подозревает тестя Лэнгстрома, необщительного доктора Марча, но истинный виновник не он…
Вполне подходящий эпизод для первого знакомства с шоу и его главным героем. По словам Брюса У. Тимма, он и его команда хотели с самого начала подчеркнуть, что их анимационная Бэт-вселенная резко отличается от всех предыдущих. Этим был продиктован и выбор в качестве № 1 эпизода более мрачного, "атмосферного" (хотя в этом их старания были частично напрасными: первой по американскому телевидению все равно прокрутили первую часть The Cat and the Claw в промоушн-целях - после "Бэтмен возвращается" на пике популярности была Кэтвумен), и выбор оппонента - относительно малоизвестного монстра-оборотня Мен-Бэта. Это было сделано в первую очередь потому, что он является важной частью бэтменовской "галереи бестий", но до того момента ни разу не появлялся за пределами комиксов, однако в этом выборе есть кое-что еще. Создатели BTAS сознательно ориентировались на Бэт-комиксы 70-х: этим объясняется и относительно простая сюжетная конструкция (почти все сюжеты не выходят за рамки одного эпизода), и скорее всего намеренное игнорирование возможности создания "саб-плотов" (subplot) - второстепенных сюжетных линий, которые тянутся через несколько историй, чтобы в какой-то момент выйти на первый план. Даже набор второстепенных персонажей BTAS позаимствован преимущественно из 70-х: в данном эпизоде это Харви Буллок и Гамильтон Хилл. Дебют Мен-Бэта ("Детективные комиксы. № 400"; июнь 1970 г.) был одним из тех сюжетов, которые на рубеже 70-х открыли новую, более мрачную главу готэмской саги, последовавшую за светлым и добродушным Серебряным Веком. Поэтому такой выбор злодея значим вдвойне. Он также давал возможность для проявления мрачных сторон готэмского мифа, изобретения сцен более страшных и жестоких: отлично анимированный финальный полет-борьба Мен-Бэта с Бэтменом определенно находился за пределами установленных в начале 90-х стандартов для субботних детских телепрограмм (с тех пор эти стандарты, конечно, уехали намного дальше). Согласно комментарию Брюса Тимма, в этой сцене они израсходовали всю кровь, которая была им позволена в первом сезоне.
Появление прокурора Харви Дента, подбрасывающего монетку, сведено к камео, но приятно будоражит нервы тем, кто знает, что должно произойти с этим персонажем дальше. Охота за Бэтменом полицейских во главе с Буллоком занимает чуть ли не больше экранного времени, чем борьба со злодеем, однако линия противостояния мстителя и властей не была развита в сериале в дальнейшем (кроме "Маски Фантазма"), если не считать мотива неприязни и недоверия Буллока к Темному Рыцарю, который стал одним из самых стабильных. Кирк и Франсин Лэнгстромы и доктор Марч выписаны четкими, но очень скупыми мазками, и финал (пока что) истории Мен-Бэта получает неправдоподобно простое и быстрое окончание. Однако в качестве ознакомительного эпизод работает отлично: Бэтмен, его пещера, Альфред, торжественный выезд (под главную музыкальную тему) Бэтмобиля из пещеры, Брюс Уэйн, хороший образец детективной работы и особенно Бэтмен, говорящий "голосом Брюса Уэйна", - все выписано и показано максимально ясно и доступно.

2 - Christmas With the Joker / "Рождество с Джокером" (13.11.92). Сценарист Эдди Городецки. Режиссер Кент Баттерворт.
"Jingle bells! Batman smells! Robin laid an egg! The Batmobile lost a wheel and the Joker got away!" - пропев эту веселую песенку, самый страшный злодей всех времен прыгает верхом на рождественскую елочку (с ракетным двигателем) и улетает в окно "Аркэма" навстречу новым массовым убийствам. Таким был бравурный старт Джокера BTAS - самого активного, живучего и долгоиграющего из всех экранных Джокеров. "Джокер сбежал из "Аркэма", Робин", - сообщает новость своему юному напарнику Бэтмен. "Ты действительно думаешь, что он выкинет что-нибудь в сочельник? Даже мерзавцы проводят выходные со своими семьями". - "У него нет семьи". В Готэме все спокойно, и Брюс Уэйн с Диком Грейсоном уже готовы слопать традиционного гуся и посмотреть по телевизору шедевр Фрэнка Капры "Эта прекрасная жизнь", но тут в программе неожиданно происходят изменения. "В прямом эфире из Готэма! Шоу, которое никто не хочет смотреть, но увидят все! Да, это "Рождество с Джокером"!!!" И дальше идет уморительно безумное и убийственно смешное представление, пародирующее все виды благодушных поздравительных телепрограмм, - представление, которое герои должны во что бы то ни стало остановить, иначе, как пообещал шутник, у его жертв будет очень несчастливое Рождество.
В первом варианте сценария Джокер похищал настоящую семью, и шоу было намного более мрачным и жестоким. В окончательной версии акценты смягчили, зато злодей получил более престижных заложников - комиссара Гордона, детектива Буллока и телеведущую Саммер Глисон. Брюс У. Тимм утверждает, что в этом эпизоде они еще не нашли "своего" Джокера. Слышать это по меньшей мере странно, так как именно в "Рождестве" - самом неистовом и безумном шоу в BTAS - Клоун - Принц Преступного Мира показан во всем разнообразии своей психопатической деятельности. Здесь и выступление перед картонными зрителями, и беседа с игрушкой-марионеткой, и взорванный мост, с которого вот-вот слетит поезд, и вышедшая из-под контроля, палящая во все стороны пушка, и истеричное исполнение рождественских песен, и армия 30-футовых игрушечных солдат, которых Джокер науськивает на героев под звуки "Щелкунчика" Чайковского, и, наконец, апогей - Бэтмен, получающий кремовым тортом в лицо. Хотя в целом мультипликация в этом эпизоде оставляет желать лучшего, шут-убийца нарисован и анимирован очень ярко и выразительно, с особой зловещей мимикой и жестикуляцией, делающей его более демоничным, чем в других сериях. В дебютном эпизоде чокнутого злодея ничего не говорится о его происхождении; известно лишь, что это далеко не первая его схватка с защитниками города ("С Джокером всегда нелегко", - бормочет Рыцарь Ночи). Бодрый сюжет завершается на поистине праздничной ноте: Брюс и Дик, закончив работу, возвращаются к телевизору, Джокер в "Аркэме" и тоже по-своему счастлив.

3 - Nothing to Fear / "Ничего страшного" (15.09.92). Сценаристы Генри Т. Гилрой и Шон Кэтрин Дерек.
Таинственный злодей терроризирует Готэмский университет, устраивая набеги и сея ужас и хаос. Бэтмен вычисляет, что виновником является бывший профессор Джонатан Крейн, уволенный несколько лет назад после того, как в своих экспериментах с психологией страха зашел слишком далеко. Преследуя его, герой получает дозу "яда страха" и впервые вынужден иметь дело с его неприятными эффектами... Неплохо для дебютного эпизода Пугала: доступно объяснено, кто он такой, и раскрыта его мотивация. Тем не менее потенциал комиксовой предыстории персонажа не использован даже наполовину. В этом шоу просто столько великолепных, драматичных эпизодов, описывающих происхождение того или иного злодея (Two-Face. Part 1, Heart of Ice, Mad as a Hatter, If You're So Smart, Why Aren't You Rich?), в сравнении с которыми этот выглядит весьма бледно. Хорошо сделаны битва на дирижабле и финал, в котором профессор получает шанс испробовать вкус собственного "лечения". Первоначально эскиз Пугала был более палкообразным, но студия, делавшая анимацию, изменила это. В любом случае, его внешний облик не вяжется с громкими словами: "Я воплощение ужаса! Я страх Готэма! Я Пугало!" Режиссер Киркланд считает эскиз скорее глупым, чем страшным, и, руководствуясь шкалой оценки собственного творчества, заносит эту серию в самый конец списка своих работ.
Что действительно придает смысл данному мультфильму - то, что в нем начинается разработка одной из центральных психологических тем шоу. В первом эпизоде мы встретили Бэтмена, во втором - Джокера, а в третьем представлен еще один важный "герой" - внутренние демоны Брюса Уэйна. Мотив о том, что двойная жизнь Уэйна и используемый им фасад богатого плейбоя, жизнерадостного и пустого, отталкивает от него тех, чьего уважения он достоин и, скорее всего, хотел бы добиться, остается одним из ведущих в мифе, начиная с 50-х (в "Бэтмене. № 120" дядя Брюса, Силас Уэйн, напоминает ему о его выдающихся предках, чтобы пристыдить "прожигателя жизни" из прежде славного рода) и заканчивая последними инкарнациями в "Бэтмене: Начало" и "The Batman". В "Ничего страшного" подобное разочарование высказывает доктор Лонг, учившийся с отцом Уэйна. Здесь и источник одного из главных страхов бесстрашного героя, который подхватывают и усиливают химикаты Пугала: страх подвести родителей, оказаться недостойным их. (В "Маске Фантазма" Андреа Бомонт, первая любовь Брюса, скажет ему: "В этой комнате только одного человека контролируют его родители".) Впервые в BTAS мы видим могилу Томаса и Марты Уэйн, и мистер Киркланд даже нашел в последнем кадре место для знакомого по комиксам символа: тень Бэтмена следует за Брюсом Уэйном, выражая его тщательно скрываемую истинную личность.

Вадим Григорьев